СУПЕР-ВЕЛО-90

Вологодчина



12 июля. Четверг.

{Ш} После завтрака Юрка продолжил ковыряться с велосипедами, а я с крылом направился в Саминский погост. Просверлить дырку в этом диком краю оказалось невозможно.

Ассортимент магазина был значительно беднее карельских. Купив 2 банки консервов и разжившись картошкой, вернулся на место стоянки. Перед нами достаточно остро возникла хлебная проблема.

Вторую попытку решить наши проблемы предпринял Юрка, объездив на отреставрированном велосипеде все близлежащие населённые пункты, в том числе и центр здешнего края – Октябрьский.
В результате было куплено: 2 буханки горячего хлеба, масло, пряники и клюквенное варенье.
Дырку просверлить не удалось.

В его отсутствие я, закончив возню с велосипедом, сделал удочку и воспользовался наловленными Юркой и посаженными в банку из-под мёда слепнями.

Наловил целых 6 рыбин.

12 июля. В окрестностях Саминского погоста. Жили тут долго.

Обед-ужин, который был готов уже в десятом часу, был потрясающий: жареная рыба, куриный суп, варёная картошка с мясной тушёнкой, чай.
Во время трапезы начался дождик, который благополучно, не прекращаясь, шёл всю ночь.


13 июля. Пятница.

{Ш} Под дождик спится очень чутко, и, заведя будильник на 7.30, проснулись в одиннадцатом часу. Дождика не было. Но стоило начать утренние процедуры, как этот дурацкий дождь пошёл опять. Всё небо обложено, ни единого просвета.
Завтракали в палатке.
{Ю} Отъезд откладывается, что создает довольно напряженный дальнейший график движения. Пишем мемуары, курим с комарами.
{Ш} Так в палатке и сидим. Сейчас 15.20. Дождик всё идёт и идёт. Все мемуары за последние дни написаны, это единственное хорошее, что дал нам этот дождь. Теперь остаётся только дремать и слушать, что делают коммунисты СССР в последний день своего сборища.

Дождь кончился часов в 6, позже мы уяснили, что действовал он в строгом соответствии со сложившимся расписанием.
Ужинаем и ставим будильник на 6:30. Рыба не клюет, значит, дождик скоро опять начнётся.
Так оно и есть. В 11 он забарабанил по палатке, куда мы забрались после ужина, и барабанил всю ночь.


14 июля. Суббота.

{Ш} Всю ночь, и в 6:30, и в 7:30, и в 8:30 - сильный дождь. Во время готовки завтрака выясняем, что у нас как-то всё заканчивается: бензин, хлеб, спички, да и настроение тоже. Но две чашки кофе взбадривают.


{Ю} Нужно идти в деревню, куда я и отправляюсь в начале третьего. Покуда добрался до дороги - сырой по пояс.
Отжал штаны, носки и кеды и вперёд до деревни два километра. Изредка моросит дождик.

Удачно покупаю в закрытом на покраску магазине две буханки хлеба, в другом - спички, вермишель, масло, зефир.

У хозяев единственной обнаруженной в деревне машины (ЗИЛ) заправляюсь бензином и картошкой. У них же узнаю интересные для нас сведения о будущих дорогах.

 В Андоме асфальт не от школы (как нам сказали раньше), а только у школы и дальше его нет. Дорога до Вытегры грунтовая.

 От Вытегры до Липиного Бора асфальта тоже не наблюдается и дорожки там ох-хо-хо. Лихие дорожки.

 Но! От Вытегры в разные стороны (в Череповец, Петрозаводск и Шексну) разлетаются "Кометы" и "Метеоры".

На этом и расстаёмся с ними с наилучшими пожеланиями.

На обратной дороге у меня созревает новый план - ночью по любой погоде едем до Вытегры, а там на подходящей лайбе перебрасываемся поближе к интересующим нас местам.

По картам мы выясняем, что возможными пунктами высадки могут быть Белозёрск, Липин Бор (откуда асфальт до Ферапонтово) и Горицы.

Единогласно принятый План получается таким: дождаться какого-то перерыва в дожде, а в принципе, в любую погоду, сматывать отсюда удочки и добраться до Вытегры (а это несколько больше 40 км) к утру, чтобы не опоздать на возможные утренние пароходы.

{Ш} Часиков в 6 дождик, естественно, сделал перерыв. Пообедали-поужинали, собрались и, закатав штаны до горла, двинулись на дорогу.
Вытерев ноги, отжав башмаки и поменяв носки, в 21.10 двинулись в очередной геройский рейс.

{Ю} Дождя пока нет, хотя сильно пасмурно, но еще светло. Где потихоньку, где побыстрее (в зависимости от дороги) двинулись вперёд. На велике всё равно быстрее и удобнее чем пешком.

{Ш} Скорость движения невелика, ибо качество дороги не позволяет разгоняться, и на спусках приходится ехать на тормозах. Но отсутствие дождя, казавшееся невозможным, поднимало настроение.

{Ю} Километров через 10 - Андомский погос. Длинная, длинная (5-6 км) куча сросшихся деревень, в середине которой километра полтора-два хорошего асфальта – вроде пустячок, но приятно.
Хорошо, что заранее знали - это не до конца. После Андомы опять песчано-гравийный тракт.

{Ш} Но потом стало хуже. Наступающая темнота делала передвижение всё более и более медленным и напряжённым. Поднялся ветерок, и вскоре закапал дождик, верный своему рабочему графику.

{Ю} Дождь здесь существует по расписанию, и, чтобы не нарушать оного часов в 11 заморосило с переходом в усиливающейся.
Надели накидки и продолжили бороться с непогодой в глухом лесу и хороших сумерках.
Дождик, увидев это, пошёл сильнее. Уже при дожде, который близок к проливному, Санька заметил на развилке среди деревьев замечательный грибок со скамейками, где мы быстренько и обосновались в 23:30. Утеплившись, решили перейти к кофию.


15 июля. Воскресенье.

{Ш} Воскресенье встретили под грибком, обставленные со всех сторон котелками, крышками и кружками, т.к. обнаружили пробел в нашей подготовке к ночному броску: холодный чай с собой взяли, а вот воды для кофе нет.

Вскоре к удивлению обнаружили, что дождик перестал, а громыхающие по грибку капли падали с деревьев.

Немного походив по дороге и подумав, решили всё-таки покинуть уютное убежище и тронулись дальше ~ в 00.30, предварительно слив набранную воду во фляжку.

{Ю} Дальнейшее продвижение - почти в полном мраке, достаточно противное и напряженное занятие. Вскоре появилась морось, грозя снова перейти в полноценный дождь и, проезжая Тудозеро, решили пересидеть всё это в автобусной остановке.
Остановка оказалась грязной и вонючей, но неизвестность предстоящего (даже того сколько осталось до Вытегры), мрак (самое темное время: два - начало третьего) и морось заставляли мириться с этим.

{Ш} Примерно в половине второго забились под навес автобусной остановки в Тудозере. Остановка устроена таким хитрым способом, что туда стекала вся грязь и вонь.
Грустные воспоминания об оставленном грибке прервал припозднившийся на наше счастье парень, который сообщил, что до Вытегры осталось всего 5 км грунтовки, а потом 7 км асфальта, и объяснил, как в Вытегре доехать до речного вокзала.

Взбодрённые такими перспективами, сразу тронулись в путь. Вскоре стало светлее, дождь кончился, а начавшийся асфальт вернул отличное расположение духа.

Лихо докатили в 3.30 до пристани в Вытегре, с папиросками в зубах походили вокруг, даже слегка уже расслабились, подыскивая место для примуса.

{Ю} Уже присмотрев место, где мы будем варить кофий, мы вдруг узнаем, что из Вытегры пароходы идут только в Петрозаводск, а наши быстроходные "Метеоры" улетают в 7:00 и в 8:20, но ... - из Девятины, что всего-то в 20 км отсюда. Так что наше ночное рвение было не напрасно.
Но впереди ещё 20 км, хотя и асфальта.

{Ш} Делать нечего – поехали.

{Ю} Рассвело. И тут мы поняли, как прекрасно ехать по свету. Закрутив педали, очень скоро оказались за городом.
Удивительный цвет и свет кругом. Ветер, несущиеся серые и темно-серые облака, чистый, промытый дождями воздух. Четкость, ясность без контрастности. Зелёно-серый колорит воды, неба, лесов, полей, покосов, дороги.
Очень, очень красиво.

{Ш} Дорога живописнейшая, места красивейшие, но многочисленные крутые горки, на которые приходилось забираться пешим ходом, не дали в полной мере насладиться этой красотой.

15 июля. ~ 5.30 утра.

{Ю} Преодолев несколько классных горок подрулили к нашей пристани (~ 5.40), где дремали наши могучие суда.
Привели велосипеды в божеский, обезгруженый вид, уговорили на кипяточек хозяйку пристани и устроили шикарный завтрак с горячим кофе в зале ожидания.

15 июля. ~ 6 часов утра.

3-е Послание домашним

{Ю} Первый корабль мы пропустили, поскольку он останавливался только в Белозерске, а Липин Бор и Горицы пролетал мимо (а это нас могло устроить только в наикрайнейшем случае).
Зато второй в 8.20 посещал эти места. Решаем плыть до Гориц, далее Кириллов, Ферапонтово, Вологда.

Пасмурно, ветер, облака, прохладно. Но в итоге за ночь мы дернули километров 70.
{Ш} Неспешно и без суеты проводим время, часть груза перекладываем в рюкзаки, делая более приемлемым вид велосипедов, грузимся в практически пустой Метеор, блестяще припарковываем наши велосипеды на прогулочной палубе и покупаем билеты по 4.80 на брата ("А у нас ещё велосипеды, за них что-нибудь надо?" – "Вообще-то надо, но с вас я брать не буду").

{Ю} С интересом наблюдаем процесс прохождения шлюза № 6 Волго-Балтийского канала, который с пристани смотрелся огромной неприступной стеной (подъем на 16 м), и, заскользив по водной глади отходим ко сну, устроившись в креслах.

{Ш} Часа через два просыпаемся уже на Белом озере: ярчайшее солнце, хмурой погодой и не пахнет, вокруг красота. Прогулка во время стоянки в Белозерске. Солнце, тепло, даже жарковато. Неужели вырвались из объятий непогоды?

В дрёме и в любовании видами из окошка прошло плавание по Белому озеру и рекам-каналам до Гориц, куда прибыли в 2 часа.

15 июля. Гориицы, 14 часов.

{Ш} Красивый вид с пристани на Горицкий женский монастырь. Правда, погода как-то уже не такая приветливая: солнышко хоть и есть, но время от времени прячется в тучки, дует довольно сильный ветерок.

Приводим поклажу в походное положение, убеждаемся в том, что столовая по воскресеньям не работает и едем мимо монастыря на конец деревни искать место для стоянки. Направленные пастухом, довольно долго топаем по полям и грязи, ищем горушку на берегу реки.
Подкрепившись земляникой, после довольно долгих хождений и потери длинной резинки находим подходящее местечко для палатки.

Несмотря на ветер, комаров много. Поэтому спускаемся с пищевыми манатками к реке, где и устраиваем отличный ужин: суп пикантный, вермишель с тушёнкой, заварной крем и чай. И всё это вместе с последней чекушкой.

Погода, естественно, портится. Ползут всякие облака. Хотя вокруг очень красиво. "Шмель" работает кое-как, и то с таблеткой.

Примерно в 21 час укладываемся спать и моментально вырубаемся.

14 – 15 июля: 70 км.
Σ = 509 км.


16 июля. Понедельник.

{Ю} Очередная ломка планов.

Неспешный подъем около 10, солнышко, бритье, умывание и почти купанье (долгий, мелкий, каменистый берег).

{Ш} Решили не готовить завтрак, т.к. по плану осмотр Горицкого монастыря, посещение столовой, открывающейся в 12, а затем бросок до Кириллова.

{Ю} Но к 11 как-то всё меняется, набегают тучки и тучи и очередное капанье превращается в хороший дождь, который откладывает на неопределенное время отъезд. Обед и осмотр совершаем по очереди, под дождём.

{Ш} В 12 под дождём пошёл я. Посещение столовой, покупка в магазине пряников, а в столовой – печенья. Курева нигде нет, и у нас кончается. На стоящем теплоходе "Карл Либкнехт" курева нет, плывут они снизу, и ни в одном городе тоже нет.

Под дождём якобы осмотрел монастырь, который представляет собой очень жалкое зрелище - всё полуразрушено, везде понастроили домишек, живут люди, в полуразвалившихся монастырских постройках тоже, в церкви – дом культуры.

В полностью мокрых джинсах в начале третьего вернулся к палатке. Дождь всё идёт.

Шура приносит нехорошую новость - полное отсутствие табака (и на туристических пароходах тоже), а у нас практически закончились запасы - разбаловались в Карелии на их магазинах: тут тебе "Космос", там "Золотое кольцо" и везде папиросы и сигареты без фильтра.
И вообще тут магазины очень бедны, даже по сравнению с Саминскими, не говоря уже о Карельских.

Пошла в деревню вторая смена. В соответствии с задуманным, Юрка принёс мешок котлет из столовой и фляжки напитка оттуда же (на случай, если дождь не прекратится и чай вскипятить не удастся).

Под стихающий и вновь начинающиеся дождик дремлем и слушаем радио.

Дождь, естественно, кончился часов в 6 вечера. До его окончания поспали, а я ещё потом сделал и маленькую постирушку. На всё хуже и хуже работающем примусе сварили вермишель и сделали чай. Ещё один день отняла у нас непогода, что привело Юркино настроение к уровню, близкому к абсолютному нулю.

На ужин котлеты из столовой с нашей вермишелью. Шура грозится, что этот дождь последний и оказывается почти прав.


Уезжать назавтра решено, естественно, в любую погоду.


17 июля. Вторник.

{Ш} К удивлению, утром дождя нет, а даже наоборот – светит солнце, голубое небо, белые облака.

Попив кофе с пряниками и печеньем, собрались и потопали на большую дорогу.

Горицы потому и называются Горицами, что ехать надо всё время по крутым горушкам. Окрестности очень живописны.

17 июля. Утро.

17 июля. Утро.

Заменив по пути срезанный болт багажника на Юркином велосипеде, докатили до Кириллова, до которого и было-то 7-8 км.
Проехав на велосипедах почти через всю территорию Кирилло-Белозерского монастыря, припарковали их в тихом местечке у скамеечки, переоделись в цивильное зашли в музей, походили по монастырю.




Повидали в музее один из трёх, поставленных самим Кириллом, крестов, который помогает от зубной боли и потому почти полностью перегрызен монахами.

Видели и два других креста:

-- один на месте Кирилловой пещеры, в которой он первоначально и проживал (на этом месте с крестом установлена в более поздние времена сень, которая теперь заключена внутрь ещё одного сооружения),

-- другой крест – в часовне, которую рубил Кирилл (на самом деле эта часовня – копия Кирилловой) и которую тоже упрятали в новое сооружение.

А, вообще, здорово.






Кирилл Белозерский





Попутно пообедали в "Трапезе", где были очень вкусные свежайшие пончики с мясом и булочки.

Потом погуляли по городу, намереваясь выпить в ресторане грамм по 100 коньяка и закусить, но узнали, что по вторникам ресторан выходной.
Зато наткнулись на столовую, закрытую саму по себе, но торгующую заканчивающимся пивом. Закупили 8 бутылочек, которые пришлось открыть ("Нам не открывайте". – "А где ваши бутылки? У меня ящики должны быть затарены, а то я ухожу в отпуск").

Тут же, на крылечке, выпили по две бутылочки и успели их сдать.

В магазине комиссионная водка по 20 р.

Очень здорово сказывается отсутствие курева.

Табака нет. Народ курит уже махорку.

К телефону вышли ~ 16.30. Ленку на рабочем месте не застали. Пошли к монастырю. Обошли его снаружи вокруг.

Потом дошли до места парковки велосипедов, привели их и себя в походный вид и в начале седьмого через единственную открытую калитку в главных воротах (пропускной режим, в 6 всё на замок, на территории есть какое-то общежитие) выбрались из монастыря, выпили по бутылочке пива и поехали в Ферапонтово.


17 июля. Кириллов.

17 июля. Кириллов.

Заехали на почту и позвонили в Сосновый Бор и Москву. Доехав 15 км до основной трассы, ведущей в Вологду, повернули налево и через 4 км опять налево. Проехав с километр по деревне и мимо монастыря, поставили палатку на берегу озера с топким берегом среди множества других палаток, населённых художниками и просто отдыхающим прочим людом.

Вид на Ферапонтов монастырь, расположенный через озеро, великолепный.

Допив пивко, закусили консервой и чаем и легли спать.

За день 7 + 15 + 5 = 27 км.
Σ = 536 км.


18 июля. Среда.

{Ю} Солнышко, тепло. Умывание и купание. Завтрак на траве.

Гуляние по монастырю, обед с тремя вторыми, хлеб (который везу в Москву).

Холодает. Легкий дождик. Дионисий, как и уже давно, закрыт. Но открыта церковь Мартиниана, скоро будет трапезная - большая, одностолпная. На колокольне - колокола (как старые, так и новые). Говорят, бывают звоны. В церкви Мартиниана по праздникам служат.

18 июля. Ферапонтово.


{Ш} Побродили с утра после кофе с мажюном по Ферапонтову монастырю.

Музей фресок Дионисия без фресок, ибо сам храм Рождества Богородицы реставрируют, поэтому можно посмотреть только одну роспись вокруг входа в храм, который потом оказался в галерее. И ещё один кусочек фресковой росписи XVI века есть в церкви преподобного Мартиниана, которая в 1640 году была пристроена к южной стене храма Рождества Богородицы, на которой эта фреска и была.

Мартиниан был игуменом монастыря. Имя его вписалось в историю рядом с именем основателя монастыря - преоподобного Ферапонта.

Пристроенная церковь была возведена над могилой самого Мартиниана, мощи которого были обретены в 1513 году.

Очень красиво.


Как следует пообедали в столовой, маленько отдохнули в палатке и окончательно решили ехать, а не оставаться тут ещё на одну ночь (был план: с утра пораньше махануть все почти 120 км до Вологды, заехать в Кубенское, переночевать и потом на вокзал). Решили часть из этих ~ 120 км проехать сегодня.

В 15.30 тронулись в путь. Здорово сказывается почти полное (только то, что удаётся с трудом стрельнуть) отсутствие курева.

Километров через 50 пути вырабатывается новое решение: проехать ещё километров 20, заночевать, а назавтра гнать сразу в Вологду на вокзал и по домам.
Немаловажным фактором в принятии такого решения была крайняя нищета магазинов Вологодской области и полное отсутствие табачных изделий.

Дорога проходит далеко от берега Кубенского озера, поэтому остановиться решили или на реке (чтобы утром побриться и привести себя в порядок) или, на худой конец, недалеко от деревни.
Первая попытка устроиться на берегу речки Пучки, казавшимся с дороги симпатичным, не удалась, ибо всё было мокро, исхожено и изгажено коровами.

Населённый пункт Кольцеево, после которого дорога судя по карте ближе подходит к озеру, оказался, видимо, где-то в стороне. Да и берег ближе не стал. Остановились в общем-то на неплохом месте, на речушке в 37 км от Вологды. (Скорее всего на речке Водле)

Плюнули на окончательно неработающий примус и развели костёр. Сварили оставшуюся саминскую картошку и вбухали туда последнюю банку тушёнки. Выпили последнюю склянку коньяка, попили чайку и в начале первого отошли ко сну.

За день 1 + (116 – 37) = 80 км.
Σ = 616 км.


18 июля. Среда.

{Ш} Без двадцати пять разбудил шум дойки, расположенной на приличном расстоянии, но работающей, как все подобные агрегаты в Вологодской области, с шумом, здорово напоминающим рёв самолётных двигателей перед стартом.

Через 20 минут, после порывов ветра, стал слышен и ещё более страшный и грозный шум: шум дождя, который продолжался часа два с половиной.
Грустные от предстоящей езды под дождём с удивлением дождались его конца. Было холодно и мокро, поход к реке по высокой и густой траве был отменён, благо во фляжках было достаточно воды.

19 июля. Утро. Последняя стоянка.

Бульон, кофе (последний до крупинки), последняя банка консервов, последняя упаковка мажюна – блестяще рассчитанные запасы.

Сборы и в 9.40 в путь.

Сделали один перекур (остатки полученных накануне остатков махорки) и ровно в 12 часов подъехали к ж/д вокзалу Вологда-I.
{Ю} Утром всё обложено. С 5 до 7 сильный дождь с полным впечатлением нескончаемости.

Последний утренний кофий, последняя банка "в томате", последний мажюн (ещё московский).

До Вологды 37 км. Выезжаем в 10:30 и с одним передыхом (перекуром уже назвать нельзя) оказываемся на вокзале к 12 часам. Чистка, разборка, укладка.


За день 37 км

Σ = 653 километра

Можно подойти к подведению "Итогов".