Халидон (Halidon) - главная центральная улица, пересекающая старый город с юга на север,
от площади "1866" - южной границы Старого города - до площади "Eleftherios Venizelou" (Santrivani) в
венецианском порту. Hаlidon, пожалуй, - самая оживленная туристическо-коммерческая улица города.
Площадь-сквер "1866" посвящена памяти о трехлетнем критском восстании (1866-1869) против турок, которое
часто называют "Великой критской революцией".*
* Наиболее известное событие этой революции - штурм монастыря Аркади,
в котором располагался штаб повстанцев и значительное количество беженцев, османскими войсками. Когда турки
ворвались в монастырь и стало очевидно, что защитники либо погибнут, либо попадут в рабство, повстанцы
взорвали пороховые склады. Погибло около 700 укрывавшихся в нем женщин и детей, 300 мужчин-защитников
и полторы тысячи турок.
В турецкие времена на месте площади "1866" было Османского кладбище.
На первой справа улице по пути от площади "1866" к гавани, улице Skridlof, расположился район
сапожников - Stivanadika. "Stivania" - это традиционные критские сапоги, неизменная часть критского
мужского костюма. Они высокие и очень жесткие, как правило, черного, реже белого цвета. Кроме этого, здесь
продается много различных изделий из кожи - обувь, сумки и пр., а также всевозможные изделия народных ремесел.
В нескольких десятках метров далее по Hаlidon в глубине небольшой площади стоит городской кафедральный собор Panagia
Trimartyri (Богоматери и Трех Мучеников), архитектура которого определяется венецианскими традициями. Нынешний
собор построен на месте старого храма Пресвятой Богородицы 14 века, который был превращен турками в мыловаренную
фабрику. Храмовая икона Пресвятой Богородицы ("Eisodion tis Theotokou") была сохранена и возвращена в новый храм.
Строительство нового собора закончилось к 1897 году, но во время революции 1897-98 года он вновь был разрушен.
На этот раз храм восстанавливался за счет царской России, которая этим пыталась загладить свое участие в
бомбардировках позиций критских повстанцев на полуострове Акротири международными силами флотов России,
Великобритании, Франции и Германии. Соборный колокол также был подарен Николаем II.
На площади у собора в 1770 году был замучен и казнен Даскалогианис, руководитель повстанческого движения,
выходец из Сфакии, из Анополиса.
На углу кафедральной площади и улицы Халидон можно увидеть купола бывших турецких бань, а во дворе напротив - этнографический
музей и римско-католический собор Хани. А некоторые стены домов иногда украшают забавные картинки.
Следующий комплекс зданий по улице Халидон - бывший Францисканский монастырь, главный собор которого, собор Святого
Франциска, был одним из крупнейших зданий на острове.
Во время турецкого периода храм Св. Франциска был превращен в мечеть Юсуфа Паши (в честь завоевателя Хани),
а в саду с северной стороны к нему были пристроены минарет и восьмиугольный фонтан
(основание минарета и фонтан сохранились).
На рубеже 20-го века здесь был открыт кинотеатр “Idaion Andron”, после второй мировой войны разместились
продуктовые склады, а в 1963 году в эти здания переехал Археологический музей Хани.
Улица Халидон приводит в порт и заканчивается у красивого мраморного фонтана на небольшой площади
"Eleftherios Venizelou" (Santrivani).
Впереди трудно не заметить доминирующую в этой части венецианской гавани мечеть Yiali Tzami (“Приморская мечеть”).
Она же носит название мечеть Хасана Паши, в честь первого турецкого губернатора Хани.
Это внушительное кубическое здание с большим куполом, поддерживаемым четырьмя легкими арками,
но без минарета (небольшой минарет был разрушен в начале 20-го века).
С северной и западной стороны основное здание окружено аркадой, покрытой семью небольшими куполами.
До 1880 года аркада была открытой.
Мечеть начали строить сразу после покорения Хани в 1645 году и закончили строительство в 1649.
Это первая мечеть, построенная на Крите после турецкого завоевания, и единственная сохранившаяся до наших дней.
Мечеть была закрыта в 1923 году, когда последние мусульмане покинули Крит в процессе обмена населением между Грецией
и Турцией после греко-турецкой войны.
В настоящее время здание мечети отремонтировано и используется как выставочный зал.
Венецианский порт Хани с минаретоподобным маяком – это визитная карточка города.
Порт – это место, куда стекаются как туристы, так и местные жители, приезжие и проезжие.
Это место встреч, неспешных разговоров и прогулок, посиделок в ресторанах и барах.
А незабываемые лавочки так и манят присесть и помедитировать, глядя на постоянно меняющееся море,
или повспоминать исторические моменты, оставившие яркие следы в окружающем пространстве на ликах домов,
смотрящих на гавань, причудливое соединение Востока и Запада.
Современные рестораны, элегантные кафе и бары,
греческие таверны и узерии добавляют очарование этому месту, приглашая к себе и летом и зимой.
Однако набережные вдоль открытой западной части гавани заливаются зимними штормами, и многие рестораны и кафе
в это время закрыты. Но в восточной (закрытой) части порта жизнь не затихает и в ненастный период.
Порт Хани был построен венецианцами. Более удобным для порта была бы, конечно, большая естественная бухта Суда,
но стратегически он был выгодней в Хане.
Первая фаза строительства порта у подножия Крепостного холма в естественной бухте, образованной прибрежными рифами,
началась в 1320 году и продолжалась 36 лет. Порт был рассчитан на стоянку 40 галер, но был мелким и постоянно заиливался.
К тому же гавань была плохо защищена от западных и северных ветров. Наверное, поэтому после 1364 года он используется
в основном для зимнего отстоя и ремонта судов.
Именно для этого в начале 16 века начали строиться «Neoria» (арсеналы), т.е. верфи и доки.
Neoria – это длинные сооружения с высокой сводчатой крышей (50 м в длину, 9 м в ширину и 10 м в высоту).
Они были открыты со стороны моря и до постройки портовой набережной в начале 20 века корабли легко могли в них
входить.
Строительство первых двух Neoria на южной стороне порта было завершено в 1526 году.
В 1593 году их было уже шестнадцать, а в 1599 году завершено строительство 17-ого Neorio – последнего
в этом комплексе. В начале 17 века начинается строительство еще 5 Neoria неподалеку от бастиона Sabbionara
в восточной части порта, которые известны как "Neoria Моро", названные так в честь генерального интенданта Хани.
Построено было только два.
На сегодняшний день сохранилась группа из 7 зданий южного комплекса и 2 Neoria на востоке (к ним, правда,
пристроили по их образу и подобию третье, которое используется как выставочный зал).
Отдельная история у 17-го, самого западного Neoriо. С самого начала оно отличалось от всех предыдущих сооружений
южного комплекса. Оно было мощней и больше остальных, и поэтому именовалось "Grand Arsenal".
В 1872 году был достроен второй этаж, и здание превратилось в важный общественный центр.
Здесь была христианская школа, давались театральные представления, оно использовалось как больница и
здание городского управления. Сейчас в нем располагается Центр средиземноморской архитектуры, и в его интересно
обустроенных пространствах проводятся различные выставки и другие мероприятия.
Параллельно со строительством верфей и доков (Neoria) портовая гавань была углублена и защищена молом,
который продолжал строящуюся линию крепостных стен.
В средней части мола построен небольшой бастион Св. Николая с одноименной часовней для защиты порта от пиратов
и рейдеров. Кроме того, бастион использовался как тюрьма.
В конце мола, у входа в порт, на естественных скалах в 1595-1601 годах венецианцами был построен маяк.
Он отображен на всех картах и гравюрах Хани 17 века. Это один из старейших маяков, сохранившихся до наших дней,
не только в Греции и Средиземноморье, но и в мире.
Нынешний минаретоподобный вид ему придала реконструкция, выполненная в период короткого управления островом
египетским наместником (в 1831-1841 годах за заслуги перед турецким султаном во время революции 1821 года на Крите и Пелопоннесе
островом управлял регент Египта Mehmet Ali).
Египтяне пытались оживить портовую жизнь: была углублена в очередной раз гавань, укреплен волнорез,
восстановлен и переоборудован маяк.
Его высота достигла 21 метра, на башне было установлено самое совершенное по тем временам оборудование.
Теперь это самый фотографируемый памятник города.
Турки перенесли основной порт в большую естественную, хорошо защищенную еще венецианцами бухту Суда,
а порт в Хане оказался заброшен.
С тех пор основным пассажирским и грузовым портом является порт в Суде. Там же расположилась стратегическая база
военно-морских сил Греции и НАТО.
А в порту Хани сейчас швартуются небольшие круизные суда и рыболовные лодки,
а также оборудована стоянка для яхт – «марина».