Halidon и Stivanadika
Халидон (Halidon) - главная центральная улица, пересекающая старый город с юга на север, от площади "1866" - южной границы Старого города - до площади "Eleftherios Venizelou" (Santrivani) в венецианском порту. Hаlidon, пожалуй, - самая оживленная туристическо-коммерческая улица города.
Площадь-сквер "1866" посвящена памяти о трехлетнем критском восстании (1866-1869) против турок, которое часто называют "Великой критской революцией".*


* Наиболее известное событие этой революции - штурм монастыря Аркади, в котором располагался штаб повстанцев и значительное количество беженцев, османскими войсками. Когда турки ворвались в монастырь и стало очевидно, что защитники либо погибнут, либо попадут в рабство, повстанцы взорвали пороховые склады. Погибло около 700 укрывавшихся в нем женщин и детей, 300 мужчин-защитников и полторы тысячи турок.

В турецкие времена на месте площади "1866" было Османского кладбище.

На первой справа улице по пути от площади "1866" к гавани, улице Skridlof, расположился район сапожников - Stivanadika. "Stivania" - это традиционные критские сапоги, неизменная часть критского мужского костюма. Они высокие и очень жесткие, как правило, черного, реже белого цвета. Кроме этого, здесь продается много различных изделий из кожи - обувь, сумки и пр., а также всевозможные изделия народных ремесел.


В нескольких десятках метров далее по Hаlidon в глубине небольшой площади стоит городской кафедральный собор Panagia Trimartyri (Богоматери и Трех Мучеников), архитектура которого определяется венецианскими традициями. Нынешний собор построен на месте старого храма Пресвятой Богородицы 14 века, который был превращен турками в мыловаренную фабрику. Храмовая икона Пресвятой Богородицы ("Eisodion tis Theotokou") была сохранена и возвращена в новый храм. Строительство нового собора закончилось к 1897 году, но во время революции 1897-98 года он вновь был разрушен.
На этот раз храм восстанавливался за счет царской России, которая этим пыталась загладить свое участие в бомбардировках позиций критских повстанцев на полуострове Акротири международными силами флотов России, Великобритании, Франции и Германии. Соборный колокол также был подарен Николаем II. На площади у собора в 1770 году был замучен и казнен Даскалогианис, руководитель повстанческого движения, выходец из Сфакии, из Анополиса.


На углу кафедральной площади и улицы Халидон можно увидеть купола бывших турецких бань, а во дворе напротив - этнографический музей и римско-католический собор Хани. А некоторые стены домов иногда украшают забавные картинки.


Следующий комплекс зданий по улице Халидон - бывший Францисканский монастырь, главный собор которого, собор Святого Франциска, был одним из крупнейших зданий на острове.
Во время турецкого периода храм Св. Франциска был превращен в мечеть Юсуфа Паши (в честь завоевателя Хани), а в саду с северной стороны к нему были пристроены минарет и восьмиугольный фонтан (основание минарета и фонтан сохранились).

На рубеже 20-го века здесь был открыт кинотеатр “Idaion Andron”, после второй мировой войны разместились продуктовые склады, а в 1963 году в эти здания переехал Археологический музей Хани.


Улица Халидон приводит в порт и заканчивается у красивого мраморного фонтана на небольшой площади "Eleftherios Venizelou" (Santrivani).


Впереди трудно не заметить доминирующую в этой части венецианской гавани мечеть Yiali Tzami (“Приморская мечеть”). Она же носит название мечеть Хасана Паши, в честь первого турецкого губернатора Хани.
Это внушительное кубическое здание с большим куполом, поддерживаемым четырьмя легкими арками, но без минарета (небольшой минарет был разрушен в начале 20-го века). С северной и западной стороны основное здание окружено аркадой, покрытой семью небольшими куполами. До 1880 года аркада была открытой.
Мечеть начали строить сразу после покорения Хани в 1645 году и закончили строительство в 1649. Это первая мечеть, построенная на Крите после турецкого завоевания, и единственная сохранившаяся до наших дней.
Мечеть была закрыта в 1923 году, когда последние мусульмане покинули Крит в процессе обмена населением между Грецией и Турцией после греко-турецкой войны. В настоящее время здание мечети отремонтировано и используется как выставочный зал.


Венецианская гавань - центр центра

Венецианский порт Хани с минаретоподобным маяком – это визитная карточка города.

Порт – это место, куда стекаются как туристы, так и местные жители, приезжие и проезжие. Это место встреч, неспешных разговоров и прогулок, посиделок в ресторанах и барах.
А незабываемые лавочки так и манят присесть и помедитировать, глядя на постоянно меняющееся море, или повспоминать исторические моменты, оставившие яркие следы в окружающем пространстве на ликах домов, смотрящих на гавань, причудливое соединение Востока и Запада.
Современные рестораны, элегантные кафе и бары, греческие таверны и узерии добавляют очарование этому месту, приглашая к себе и летом и зимой.

Однако набережные вдоль открытой западной части гавани заливаются зимними штормами, и многие рестораны и кафе в это время закрыты. Но в восточной (закрытой) части порта жизнь не затихает и в ненастный период.


Порт Хани был построен венецианцами. Более удобным для порта была бы, конечно, большая естественная бухта Суда, но стратегически он был выгодней в Хане.
Первая фаза строительства порта у подножия Крепостного холма в естественной бухте, образованной прибрежными рифами, началась в 1320 году и продолжалась 36 лет. Порт был рассчитан на стоянку 40 галер, но был мелким и постоянно заиливался. К тому же гавань была плохо защищена от западных и северных ветров. Наверное, поэтому после 1364 года он используется в основном для зимнего отстоя и ремонта судов.


Именно для этого в начале 16 века начали строиться «Neoria» (арсеналы), т.е. верфи и доки. Neoria – это длинные сооружения с высокой сводчатой крышей (50 м в длину, 9 м в ширину и 10 м в высоту). Они были открыты со стороны моря и до постройки портовой набережной в начале 20 века корабли легко могли в них входить.
Строительство первых двух Neoria на южной стороне порта было завершено в 1526 году. В 1593 году их было уже шестнадцать, а в 1599 году завершено строительство 17-ого Neorio – последнего в этом комплексе. В начале 17 века начинается строительство еще 5 Neoria неподалеку от бастиона Sabbionara в восточной части порта, которые известны как "Neoria Моро", названные так в честь генерального интенданта Хани. Построено было только два.


На сегодняшний день сохранилась группа из 7 зданий южного комплекса и 2 Neoria на востоке (к ним, правда, пристроили по их образу и подобию третье, которое используется как выставочный зал).
Отдельная история у 17-го, самого западного Neoriо. С самого начала оно отличалось от всех предыдущих сооружений южного комплекса. Оно было мощней и больше остальных, и поэтому именовалось "Grand Arsenal". В 1872 году был достроен второй этаж, и здание превратилось в важный общественный центр. Здесь была христианская школа, давались театральные представления, оно использовалось как больница и здание городского управления. Сейчас в нем располагается Центр средиземноморской архитектуры, и в его интересно обустроенных пространствах проводятся различные выставки и другие мероприятия.

Параллельно со строительством верфей и доков (Neoria) портовая гавань была углублена и защищена молом, который продолжал строящуюся линию крепостных стен. В средней части мола построен небольшой бастион Св. Николая с одноименной часовней для защиты порта от пиратов и рейдеров. Кроме того, бастион использовался как тюрьма.

В конце мола, у входа в порт, на естественных скалах в 1595-1601 годах венецианцами был построен маяк. Он отображен на всех картах и гравюрах Хани 17 века. Это один из старейших маяков, сохранившихся до наших дней, не только в Греции и Средиземноморье, но и в мире.


Нынешний минаретоподобный вид ему придала реконструкция, выполненная в период короткого управления островом египетским наместником (в 1831-1841 годах за заслуги перед турецким султаном во время революции 1821 года на Крите и Пелопоннесе островом управлял регент Египта Mehmet Ali).
Египтяне пытались оживить портовую жизнь: была углублена в очередной раз гавань, укреплен волнорез, восстановлен и переоборудован маяк. Его высота достигла 21 метра, на башне было установлено самое совершенное по тем временам оборудование.
Теперь это самый фотографируемый памятник города.


Турки перенесли основной порт в большую естественную, хорошо защищенную еще венецианцами бухту Суда, а порт в Хане оказался заброшен.
С тех пор основным пассажирским и грузовым портом является порт в Суде. Там же расположилась стратегическая база военно-морских сил Греции и НАТО.


А в порту Хани сейчас швартуются небольшие круизные суда и рыболовные лодки, а также оборудована стоянка для яхт – «марина».


После прогулки хорошо перекусить и передохнуть. ИДЕМ ОБЕДАТЬ.